28-02-2016

28.02.2016 III Воскресенье Великого Поста

День молитвы за катехуменов

Художник: Вероника Кемерова

Чтение святого Евангелия от Луки 13: 1-9

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Размышление

Евангельскую историю на 3-е воскресенье Великого поста можно было бы назвать «Иисус разговаривает с перепуганными людьми». Люди сообщают Ему о событиях, которые их потрясли: Пилат приказал убить группу галилеян прямо в иерусалимском храме. А Иисус напоминает им ещё об одной катастрофе: обрушилась одна из башен и погребла под развалинами 18 человек. Сочувствие жертвам и их семьям смешивается с ужасом: ведь это могло произойти с каждым! Нас сегодня напугать, может быть, не так легко: газеты, телевидение и интернет ежедневно бомбардируют нас сенсациями о катастрофах со всех концов света. Но и нам хотелось бы прибежать к Иисусу со всеми этими известиями и спросить Его: «Знаешь, что случилось?».

 Иисус откликается на то, что говорят Ему , но не пользуется трагичностью событий, чтобы запугать людей. Он ломает их стереотипное представление о том, что пострадавшие были так наказаны за какие-то особые грехи, и ясно утверждает, что такая же судьба угрожает всем людям, пока они живут во грехе. Он произносит очень резкие слова: «Если не покаетесь, все так же погибнете». Иисус предостерегает и одновременно даёт надежду, указывает путь. В Его обращении к окружающим людям звучит и такой смысл: «Сейчас вы глубоко потрясены страшными событиями, о которых услышали. Вы чувствуете, как близка смерть и как хрупка жизнь. Никто не знает, сколько времени ему ещё осталось.  А какова ваша жизнь? Всё ли в ней в порядке? Или что-то  требует изменения? Каковы ваши отношения с другими? Никто из тех, кто рядом с вами, не нуждается в помощи? Никому не нужно сказать: «Я сожалею, прости меня!»?

 Иисус использует потрясение окружающих Его людей, чтобы сказать им: «Не ищите сенсации в том, что случилось. Задайте себе вопрос, что это может означать лично для вас, и покайтесь!»

  А потом слышим от Иисуса притчу о бесплодной смоковнице, которая продолжает и углубляет тему покаяния и обращения. Иисус не осуждает, а призывает использовать те обстоятельства, которые сложились, для исцеления и изменения своей жизни. Смоковница не проклята, она просто исчерпала терпение своего владельца. И всё же её снова окапывают и удобряют. Благодать, полученная человеком, так же, как удобрение, полученное смоковницей, не приносит плодов автоматически. Дерево должно их вырастить, используя питательные вещества удобрения. Человек должен сотрудничать с благодатью, чтобы прожить плодотворную жизнь. Но прежде, чем принести плоды, человек должен обратиться. В этом и заключается главная мысль сегодняшнего Евангелия.

 Что для нас связано со словом «обращение»? Многие называют грех, вину, раскаяние. Очевидно, что обращение – это отказ, «отворот» от греха, признание своей вины, принесение покаяния. Но пользователи интернета, которым задали этот вопрос, дали и другие интересные ответы: «Обратиться – это значит плыть против течения», «Обращение – это поворот от себя к Богу», «Обратиться, значит иметь мужество меняться к лучшему».

  О. Анджей Легеч, CSsR 

Молитва

Боже, источник всякого милосердия и благости, Ты показал пути исцеления грешников – пост, молитву, милостыню. Призри милостиво на нас, исповедующих свою немощь, чтобы угнетённые бременем вины, мы всегда обретали поддержку Твоего милосердия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.