авторы рисунков: Тамара Богацкая/Анжелика Москаленко
I неделя Великого Поста
Причины полюбить молитвенную тишину и вдохновиться на ее поиск
Прежде чем приступить к практическим упражнениям в молитвенной тишине, необходимо понять, какое значение имеет тишина для души и жизни человека и вдохновить себя к тому, чтобы возжелать благословенного одиночества, безмолвия и сосредоточенности. Кардинал Сара в своей книге приводит множество такого рода вдохновляющих аргументов. Вот некоторые из них:
- Тишина – это то, что заложено в душу человека Самим Богом.
Человек сотворен таким образом, что его сердце – «поистине обитель Божия, храм тишины»[1]. Бог постоянно присутствует в сердце человека безмолвно и невыразимо, даже когда человек отвергает эту сокровенную внутреннюю тишину, не ищет ее в себе. «Бог – это тишина, и эта Божественная тишина живет в человеке. В Боге мы неразрывно связаны тишиной».[2] Но, не вслушиваясь в тишину внутри себя, мы тем самым уподобляемся Марфе, которую Иисус упрекнул не за то, что она готовила еду и была деятельной, а за то, что потеряла внутренний покой и сосредоточенность и оттого поддалась панике, раздражительности, недоверию. Человек может являться образом и подобием Божьим только через вхождение в тишину, которая, с одной стороны, открывает ему связь с Богом и Его тихой и нежной любовью, с другой – связь со своим подлинным «я». «Без уз тишины жизнь превращается в блуждание, приводящее к депрессии… Тишина – это внешняя стена, которую необходимо воздвигнуть, чтобы защитить свой внутренний дом».[3]
- Тишина – это не просто отсутствие шумов, звуков, слов, она не выражается через идею отрицания чего-либо, но, напротив, тишина – это выражение присутствия и полноты жизни.
То, что тишина в современном обществе непопулярна, является «симптомом серьезного заболевания, вызывающего большую тревогу»[4], — считает Робер Сара. Настоящие экзистенциальные вопросы рождаются только в тишине. И только в тишине приходят ответы на эти вопросы. Развитие природы, биение сердца и пульсация крови в венах, рост ребенка в утробе матери, рождение произведений искусства, взгляд любви, наконец Пресуществление Даров на Святой Мессе – все эти и иные «великие тайны человечества происходят в тишине, пред очами Божиими».[5] Но самой большой тайной тишины является встреча человека со своим Творцом, воплощающая полноту и подлинное бытие души, потому что прекраснее и величественнее этого нет ничего.
- Тишина – это школа любви.
Тишина в повседневной жизни, согласно кардиналу Сара, это «непременное условие для жизни в общине».[6] Кардинальность такого суждения определяется тем простым фактом, что только в тишине человек становится способным слышать, понимать и принимать другого человека точно таким же образом, как только в тишине он может услышать, понять и принять самого себя. Тишина – это условие для любви, и одновременно она ведет к любви. «Тишина любви – это цель и достижение того, кто поставил в своей жизни тишину на первое место. Она приходит подобно долгожданной награде, если человеку удается заставить замолчать свои антипатии, страсти и сухословие своего сердца».[7] Все мы знаем, если трудному разговору с другим человеком предшествует молитвенная тишина, в которой успокаиваются страсти, то только такой разговор способен стать диалогом дружбы и любви, и никак иначе.
- Тишина – это величайшая свобода человека.
Если человек привыкает входить в тишину и вслушиваться в нее, искать в ней Бога, то она становится основой его внутренней свободы. А свобода – подлинное сокровище, которое у нас не могут отнять никакие социальные потрясения, войны или жестокость. Созерцая тишину Бога в своей внутренней тишине, пропитываясь Его любовью, человек начинает выбирать благо в тех жизненных ситуациях, где на первый, не очищенный от страстей взгляд следует отомстить. Безмолвный голос безусловной любви Божьей можно услышать только в тишине, поскольку она не способна на насилие, которое всегда присутствует в шуме. Регулярно вслушиваясь в это любовное безмолвие, человек постепенно, шаг за шагом освобождается от всего того, чем связывает и порабощает его мир.
- Тишина – это предоставление Богу возможности действовать в человеке.
Как можно позволить Богу войти в нас и действовать в нас? «Это возможно лишь при содействии благодати, даруемой тишиной».[8] Сотрудничество Бога и человека становится реальным и очевидным в тишине, в глубине человеческой души – этой обители Творца и тайны, перед которой замолкают слова. Тишина не просто способствует, она требует безоговорочного предания себя воле Божией. Никакое сердце, встретив Бога в своих сокровенных глубинах, не сможет остаться равнодушным к Его слову, Его призывам, распознаваемым в тишине, не сможет «не загореться, находясь вблизи искр Божественной тишины».[9]
- Тишина – это непременная основа деятельной жизни и служения Богу.
На многих из нас возложена масса обязанностей, связанных с семейным призванием, работой, либо с апостольством, миссионерством и благотворительной деятельностью. Поэтому вполне справедлив вопрос: возможно ли стяжание тишины для тех людей, которые не посвятили себя созерцательному монашескому уединению, для кого Сам Бог избрал иной путь? У Робера Сара ответ один: да! «Ибо одна и та же Премудрость призывает всех к источникам воды живой»[10], поскольку она, Премудрость Божия, «тождественна и гармонична во всех своих призваниях».[11] Тишина необходима каждой человеческой душе. Лишь те, кто знает, как войти в тишину, у кого созерцание предшествует действию, являются «хозяевами своей жизни, своих дел и действий».[12]
- Тишина – это «отражение жизни Святого Духа»[13], укрепляющей веру человека и преображающей его изнутри.
Вера, лишенная «пищи» в виде регулярного пребывания в тишине с Богом, постепенно становится нежизнеспособной. Рано или поздно перед каждым человеком встает выбор: либо он пребывает во внешних проявлениях себя и в шумном иллюзорном мире, либо в Боге, в Его чистоте и правде в глубинах своей души. Безусловно, задача эта не является простой, она тесным образом связана с каждодневной борьбой со своей падшей природой, со страданием. Горячая вера и пламенная любовь к Богу не рождаются сразу, при первой же попытке войти во внутренние обители своей души. Но постоянное, настойчивое предание себя Святому Духу и волевое устранение из своей жизни и из своего сердца всего того, что мешает периодическому пребыванию в молитвенной тишине, не могут не принести плода в виде возрастания в вере, любви, уповании на Бога.
[1] с. 21
[2] с. 20
[3] с. 65
[4] с. 25
[5] с. 33
[6] с. 30
[7] с. 59-60
[8] с. 55
[9] с. 66
[10] с. 63
[11] с. 63
[12] с. 30
[13] с.73
2022-02-07-кардинал сара-сила тишины-01
автор размышления: Вероника Бикбулатова