19 марта
СВ. ИОСИФ – ОБРУЧНИК ПРЕСВ. ДЕВЫ МАРИИ
День молитвы за епархию Св. Иосифа
Художник: Луцына Мрочек, Польша
Чтение святого Евангелия от а Луки 2: 41-51а
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них.
Размышление
В отрывке Евангелия от Луки (2, 41-51), который читаем в торжество св. Иосифа, находиться уникальная информация про Иисуса в подростковом возрасте. Все повествование пропитанное семейной атмосферой. Родители Иисуса приводят его в Иерусалим на праздник Пасхи. Каждый еврей вынужден был в Пасху совершить паломничество в Иерусалим. Этот факт является показателем качеств Святого Семейства, в котором св. Иосиф исполняет роль отца. Они совершают паломничество вместе. Вера в их семе не является чем-то индивидуальным, личным, но не смотря на то, что у каждого члена семейства есть личные отношения с Богом, личная история и миссия, то они предстоят перед Богом как община. Родители вводят при этом молодого Иисуса в свои мир веры, во все обязанности и традиции с этим миром связаны. Современного человека не перестает удивлять на сколько большой был охват понятия семи. Родители Иисуса потеряли его, но начали беспокоится лишь в конце дня, будучи уверенными, что подросток Иисус находится в безопасности, среди дальних родственников и знакомых. В этой части рассказа Евангелист особо подчеркивает ответственность отца: «и не заметили того Иосиф и Матерь Его» (Лк 2, 43). Со слов Матери Иисуса, после того как нашли Иисуса в храме видно на сколько серьезно св. Иосиф относился к этой ответственности: «Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя» (Лк 2, 48). Мария будто уступает Иосифу первенство не только в том, что касается принятия ответственности, но даже и ее эмоционального переживания. Это, пожалуй, самое высшее признание качества св. Иосифа как отца. «Он пошел с ними и пришел в Назарет» (Лк 2, 51) – послушание Иисуса своим земным родителям не подвергается сомнению. Однако для многих в какой-то степени жестокими могут оказаться слова Иисуса: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2, 49). И так получается что св. Иосиф воспитывал «своего – не своего» Ребенка, который ценил его, был ему послушным, но одновременно не принадлежал ему. А ведь в этой ситуации тоже находиться очень важное учение для всех родителей: их дети не являются их собственностью! Святой Павел говорит в послании к Ефесянам: «Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф 3, 14-15). Слово отечество не относиться в этом случае к родной стране, но к общности «людей связанных происхождением от единого отца. Этим словом могла называться семейная, социальная или национальная группа»*. Первенство отношении с Богом перед отношениями даже с родителями, с собственной матерью и отцом – это наверное один из самых лучших показателей настоящей религиозности и веры в любящего всех, самого лучшего Отца, который является образцом для всех отцов земных.
о. Дариуш Пеляк, svd
Молитва
Всемогущий Боже, Ты доверил святому Иосифу хранить тайну Спасения рода человеческого в самом её начале; молим Тебя, по его заступничеству да послужит Церковь Твоя Осуществлению спасения всех людей. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.