21-02-2018

21 февраля

Среда I недели Великого поста

Художник: Francesc Badia

Чтение святого Евангелия от Матфея 16: 13-19

В то время,

Когда народ стал сходиться во множестве, Иисус начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

Размышление

«Ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего»

Сегодня Иисус говорит нам, что знаком, который будет дан «роду лукавому», будет Он сам, также как «Иона был знамением» (ср. Лк 11,30). Как Иона позволил, чтобы его выбросили в бурю за борт для спасения всего экипажа, так же Иисус позволил своей жертвой успокоить бурю разыгравшегося греха, угрожающую нашей жизни. И так же как Иона провел во чреве рыбы три дня перед тем, как она извергла его живого и здорового на землю, так Иисус провел три дня в сердце земли перед тем, как воскрес (ср. Мф 12,40).

Знаком, который Иисус дает каждому лукавому поколению, является Его смерть и воскресение. Его добровольно принятая смерть — это знак невероятной любви Бога к нам: Иисус жертвует Своей жизнью, чтобы спасти нашу. И Его воскресение является знаком Его божества. Для человечества нет и не будет иного знака, настолько сильного и трогательного.

Иисус является знамением Ионы и в другом значении. Иона был средством для обращения жителей Ниневии, когда «проповедовал, говоря: еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!» (Ион 3,4). Он предостерегает язычников, живущих в Ниневии, и они прислушиваются к его призыву, от царя до детей и скота, накрывают головы свои вретищем и посыпают их пеплом. У нас же вовремя 40 дней Великого Поста есть кто-то, кто больше Ионы (ср. Лк 11,32) — сам . Поэтому наше обращение должно быть более кардинальным, чем у жителей Ниневии.

Иоанн Златоуст писал, что Иона был слуга, а Иисус Христос является Учителем, Иона был извергнут рыбой, а Иисус — воскрес, Иона проповедовал разрушение, а Иисус пришел с Благой Вестью о приближающимся Царствии Божьем.

На прошлой неделе, в Пепельную среду, мы посыпали головы пеплом, и каждый из нас услышал слова первой проповеди Иисуса — «Обратитесь и веруйте в Евангелие» (ср. Мк 1,15). Вопрос, который каждый из нас должен задать себе, звучит: ответил ли я на этот призыв с таким же глубоким убеждением, как сделали это жители Ниневии, принял ли я эту Благую Весть?

о. Рождер Д. Лендри (Хаянис, Массачусетс, США)

Вместе с детьми

Сегодня Иисус предвещает Своё Воскресение, используя пример пророка Ионы. Бог направляет Иону в Ниневию, и тому приходится совершить трёхдневное путешествие в брюхе большой рыбы. Когда некоторые просят Иисуса доказать Свою божественность, совершив чудо, Он отвечает им, историей пророка Ионы...

  • Иисус – Бог, а не фокусник. Великим знаком искупления является то, чего не способен совершить никакой волшебник: Отец возвращает к жизни убитого Сына. Как Иона 3 дня находился во чреве рыбы и вышел из него живым, так Иисус 3 дня находился «во чреве» гроба и воскрес. Это однозначный и окончательный знак Бога!